Занятие на тему “Биоиндикация и биоиндикаторы”, 11.11.2017г

Тема занятия: “Биоиндикация и биоиндикаторы”

Дата проведения: 11 ноября 2017г

В последнее время весьма актуальными являются наблюдения за изменениями состояния окружающей среды, вызванными антропогенными причинами. Система этих наблюдений и прогнозов составляет суть экологического мониторинга. В этих целях все чаще применяется и используется достаточно эффективный и недорогой способ мониторинга среды – биоиндикация, т.е. использование живых организмов для оценки состояния окружающей среды. Биологические индикаторы – организмы, которые реагируют на изменения окружающей среды своим присутствием или отсутствием, изменением внешнего вида, химического состава, поведения. При экологическом мониторинге загрязнений использование биоиндикаторов  часто дает более ценную информацию, чем прямая оценка загрязнения приборами, так как биоиндикаторы реагируют сразу на весь комплекс загрязнений.  От загрязнения воздуха страдают все живые организмы, но особенно растения. По этой причине растения, в том числе низшие, наиболее пригодны для обнаружения начального изменения состава воздуха. Соответствующие индексы дают количественное представление о токсичном эффекте загрязняющих воздух веществ. Многими исследователями показана   пригодность лишайников для целей биоиндикации. Лишайники обладают весьма специфическими свойствами, так как реагируют на изменение состава атмосферы, обладают отличной от других организмов биохимией, широко распространены по разным типам субстратов, начиная со скал и кончая корой и листьями деревьев, удобны для экспозиции в загрязненных районах. Оценку чистоты воздуха можно проводить с помощью высших растений. Например, голосеменные  – отличные индикаторы чистоты атмосферы. Последствия нарушений в индивидуальном развитии растений могут быть выявлены также по   величине показателей флуктуирующей асимметрии (отклонение от совершенной билатеральной и радиальной симметрии) листьев березы.

На первом за1нятии  юные экологи определяли состояние окружающей среды   по флуктуирующей асимметрии листовой пластины березы повислой (Betula pendula). Материал для исследования был собран на 4 пробных площадках, которые располагались около поселка Заречный, около г.Невьянск, около г.Камышлов и в  пос. Зайково.

Результаты кропотливой работы DSC_0841по оценке  отклонений состояния организма от условной нормы по величине интегрального показателя стабильности развития для березы повислой показали, что только на пробной площадке в пос.Зайково   чисто – 1 балл по пятибальной шкале ,  на пробной площадке около Невьянска – 3 балла – загрязнено («тревога»);  на пробных площадках около г.Камышлов и пос. Заречный -5 баллов – очень грязно («вредно»).

Ребята попытались объяснить причины полученных результатов.

DSC_0848На следующих занятиях ШЮЭ исследования   будут продолжены,  будет дана  оценка качества среды обитания живых организмов   с помощью биондикаторов –лишайников и сосны обыкновенной.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 

1. Методика исследования

2

Впечатления участников

3“Ребята из Пьянковской школы впервые побывали на  «Школе юных  экологов».  Мы узнали, как можно определить чистоту окружающей среды по березовому листу. Познакомились с понятиями «биоиндикация» и «биоиндикаторы». Оказывается, человек тоже может быть идикатором по определенным показателям. Всему этому нас научила Вера Александровна Жульдикова. Ещё нам объяснили, как правильно собирать листья для биоиндикации! Мы исследовали листья берёзы повислой, растущей у трассы в  Камышловском районе,  и выявили угрожающую степень загрязненности местности. Трудно было считать, но прошли все этапы исследования. Также мы познакомились с ребятами из других школ. Очень понравилась игра «Дог – шоу». Мы в ней не выиграли, но получили много положительных впечатлений и эмоций! Было очень интересно и познавательно, особенно,  узнавать породы собак по фотографиям, называть произведения, в названиях которых встречаются клички собак. Спасибо организаторам мероприятия.  Все участники «Школы» получили сертификаты, призы Хотим съездить еще раз зимой!”
Дерябина Юлия, Фучкина Мария –  ученицы 6 класса МКОУ Пьянковской ООШ, руководитель – Свалухина Л.И.

“11 ноября текущего года группа 4ребят 5 класса Речкаловской школы побывала на занятии районной «Школы юного эколога» в Дубской школе по теме «Знакомство с понятиями «биоиндикация», «биоиндикаторы». Ребята участвовали в практикуме по оценке состояния среды с помощью биоиндикаторов, а также в познавательной игре в рамках дня защиты животных. Выполняя лабораторную работу, ученики сделали интегральную экспресс-оценку качества среды обитания живых организмов по флуктуирующей асиммметрии листовой пластины березы повислой(Betulapendula). Участвуя в «Дог-шоу», любители «братьев наших меньших» в предверии предстоящего Нового 2018 года – года собаки показали запас знаний об этом удивительном существе. Из впечатлений Свалова Станислава – ученика-участника «ШЮЭ»: «Я вместе с Сашей Речкаловым делали измерения обыкновенных листьев березы. Береза – биоиндикатор, поэтому по результатам измерений можно судить о качестве среды обитания живых организмов. Сейчас мы знаем, что, например, около п.Зайково, что недалеко от нашей деревни Речкалова экологически чистая среда обитания. А вот около Камышлова, Белоярки – «очень грязно» – вредно для живых организмов». Благодарим Жульдикову Веру Александровну, Салимову Юлию Михайловну за организацию и проведение активной формы деятельности «Школы юного эколога». С нетерпением ждем и готовимся к новым занятиям, которые будут проходить еще зимой, весной и летом. Хотим все знать!”

Учащиеся Речкаловской школы Свалов Стас, Речкалов Саша и руководитель детского объединения Исакова Т.Н.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>