Занятие на тему “Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной”, 16.12.2017г

Тема занятия: “Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной”

Дата проведения: 16 декабря 2017г

DSC_00072017 год – это Год особо охраняемых природных  территорий. В Ирбитском районе есть территории, названные памятниками природы, среди которых есть места произрастания сосны. Это Косаревский бор, Бугры,  искусственные посадки сосны около села Килачевское, насаждения сосны и лиственницы у села Горки, обнажение Белая горка, Красный Яр, где растут сосны, посаженные лопатковскими школьниками.

На прошедшем занятие районной «Школы юного эколога» ребята получили знания и навыки по определению жизненного  состояния сосновых лесов  и умения делать вывод о том,  в каком состоянии находятся заповедные уголки нашей Малой Родины.

На территории Дубской школы произрастают практически все представители голосеменных растений нашего края: это голубая и обыкновенная  ели, пихта, кедр, лиственница, сосны, можжевельник. О каждом дереве хранится история его посадки учениками и выпускниками школы.

DSC_0036На занятии участники Школы познакомились с соснами,  растущими на Аллее чемпионов, посажеными  спортсменами Дубской школы и их тренером Кузьминых С.А. Почему объектом для исследований выбрали именно сосны? Сосна как нельзя лучше подходит в качестве модельного вида-биоиндикатора. ЭтоDSC_0051 дерево очень чутко реагирует на малейшие изменения условий произрастания, в том числе и загрязнение среды. Удобство выбора сосны для проведения исследований связано и с тем, что сосна – вечнозеленое растение и дает один побег в год, что существенно упрощает наблюдения.

DSC_0022Занятие состояло из 2-х частей, на одной из которых обучающиеся вместе с педагогом-организатором МОУ ДО «ДЭЦ» – В.А. Жульдиковой проводили изучение и оценку жизненного состояния леса по сосне обыкновенной на основе биоиндикации. Ребята по различным признакам исследуемого хвойного дерева научились определять состояние DSC_0013окружающей среды.  Практическая работа по выполнению данного задания включала  несколько этапов:

1) Описание общего жизненного состояния (ОЖС) деревьев.

2) Определение возраста, высоты и диаметра  сосен.

3) Формулирование вывода о чистоте воздуха по  результатам проведенного  исследования.

DSC_0031Вторая часть была организована учителем биологии МКОУ Дубская СОШ – Ю.М. Салимовой, которая в рамках Всемирного дня защиты морских млекопитающих (День кита) провела увлекательную интеллектуально-познавательную викторину «Морские млекопитающие».

DSC_0027Благодарим всех участников районной «Школы юного эколога»! Всем участникам желаем вдохновения  и  надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество! С нетерпением ждем встречи на следующих занятиях!

 

Методические материалы

1. Брошюра ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕСА ПО СОСНЕ ОБЫКНОВЕННОЙ

2. Биоиндикация состояния воздуха по хвое сосны

3. Различные виды повреждений хвои сосны

4. Методика биоиндикации

5. Бланк описания общего жизненного состояния деревьев

DSC_0067

ФОТОРЕПОРТАЖ


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>